Важные изменения в Постановление Правительства РФ N 2127 "О порядке подготовки, согласования и утверждения технических проектов..."

Важные изменения в Постановление Правительства РФ N 2127 "О порядке подготовки, согласования и утверждения технических проектов..."

В настоящей статье будет рассмотрены основные изменения, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 № 801 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2127".

Как известно, постановление Правительства № 2127 является основным документом, регламентирующим порядок согласования проектной документации в области недропользования. И вот, уже с 1 сентября 2023 года начнут действовать новые требования, обзор которых мы представляем в данной статье.

Если описать изменения кратко, то в основном они следующие:

  1. Возможность подавать проектную документацию уполномоченным представителем (разработчиком проекта)
  2. Добавление в комиссию Министерства энергетики
  3. Большие изменения в части использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород
  4. Взаимодействие с комиссией через личный кабинет недропользователя (направление заявления, проектной документации, протокол о согласования, отказов и т.д.))
  5. Возможность доработки проектной документации в течении рассмотрения

Подробнее ниже:

I. Общие положения

Теперь, в соответствии с п.6, в состав комиссии дополнительно будет включаться Министерство энергетики Российской Федерации и (или) их территориальных органов и подведомственных учреждений.

п. 9. В проектную документацию включаются технические и технологические решения по рациональному использованию и охране недр, технические и технологические решения по обеспечению требований в области охраны окружающей среды, требований в области промышленной безопасности, а также технические и технологические решения по использованию отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, для целей, предусмотренных частями первой и второй статьи 23.4 и частью первой статьи 23.5 Закона Российской Федерации "О недрах" (в случае если проектной документацией предусматривается использование отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, для указанных целей).

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых в соответствии с частью шестой статьи 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", а в отношении технических и технологических решений по использованию отходов недропользования также порядками, установленными в соответствии с пунктами 25.1 и 25.2 части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О недрах".

II. Виды проектной документации, подлежащей согласованию

В подпункт А п.10, а так же п.11 добавлен новый абзац. Таким образом, Комиссия осуществляет согласование а) технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых: в отношении отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, подлежащих использованию в целях добычи полезных ископаемых и полезных компонентов (в случае если отходы недропользования, в том числе вскрышные и вмещающие горные породы, в соответствии с заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр имеют самостоятельное промышленное значение), - проект опытно-промышленной разработки месторождения, технический проект разработки месторождения, технологическая схема первичной переработки минерального сырья и изменения к ним;

Основное большое изменение по отходам внесено в п.12:

В случае использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в отношении отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, согласовывается в составе технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых (в случае если отходы недропользования, в том числе вскрышные и вмещающие горные породы, в соответствии с заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр не имеют самостоятельного промышленного значения) или в виде самостоятельного технического проекта (в случае если отходы недропользования, в том числе вскрышные и вмещающие горные породы, в соответствии с заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр имеют самостоятельное промышленное значение).

 

В случае использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, для иных целей, не связанных с добычей полезных ископаемых и полезных компонентов, за исключением случая, предусмотренного абзацем пятым настоящего пункта, подготовка технических и технологических решений по использованию отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, осуществляется в составе технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, и (или) технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, и (или) технического проекта ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

 

Подготовка технических и технологических решений по использованию отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, иным пользователем недр, которому они передаются для их использования в целях, предусмотренных пунктом 6 части первой статьи 23.5 Закона Российской Федерации "О недрах", осуществляется в составе технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, и (или) технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, и (или) технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, пользователя недр, передающего вскрышные и вмещающие горные породы, и пользователя недр, которому передаются вскрышные и вмещающие горные породы.

III. Порядок и сроки рассмотрения и согласования проектной документации

Для подрядных организаций, ведущих проектирование теперь есть возможность подавать заявление, так как в п.13 добавили уполномоченного представителя недропользователя, который может подать заявление о согласовании.

При этом к заявлению помимо остального, предусмотренного действующим постановлением дополнительно необходимо приложить:

  • реквизиты предыдущего решения комиссии или уполномоченного органа (если рассмотрение проектной документации проводится повторно).
  •  документ (документы), подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени пользователя недр, за исключением случаев подписания заявки индивидуальным предпринимателем (если пользователем недр является индивидуальный предприниматель) либо лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (если пользователем недр является юридическое лицо). Указанный документ может быть оформлен в машиночитаемом виде. Если доверенность подписана лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем либо не указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, требуется представление документов, подтверждающих полномочия такого лица на выдачу доверенности;
  • договор или копия договора, предусматривающего передачу вскрышных и вмещающих горных пород, в том числе заключенного под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае подготовки технических и технологических решений по использованию вскрышных и вмещающих горных пород для целей, предусмотренных пунктами 6 и 7 части первой статьи 23.5 Закона Российской Федерации "О недрах") (при наличии).
 

Спорным на наш взгляд являются требования п.15, предусматривающие направление проектной документации исключительно в электронном виде, так как далеко не все территориальные органы имеют такую возможность в настоящий момент. Ввиду этого мы рекомендуем обговаривать с представителями конкретного региона такую возможность.

Добавлен новый пункт п.19(1), в соответствии с которым если проектная документация предусматривает использование вскрышных и вмещающих пород, то комиссия обязана  одновременно направить её в электронном виде в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. При этом Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассматривает представленные материалы, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, в части объемов предлагаемых к использованию вскрышных и вмещающих горных пород и сроков их использования в течение 10 рабочих дней со дня их получения и направляет в комиссию письменную позицию о результатах рассмотрения и рекомендуемом решении, которое включается в решение о согласовании проектной документации и изменений к ней (о мотивированном отказе в согласовании указанной проектной документации).

 

Так же большие изменения затронули порядок и регламентные сроки рассмотрения. Из интересного стоит отметить возможность доработки проектной документации, так, в соответствии с п. 20 (1) В случае если при рассмотрении проектной документации комиссией или уполномоченным органом выявлено наличие оснований для отказа в согласовании проектной документации, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявления, Федеральное агентство по недропользованию, его территориальный орган или уполномоченный орган направляют пользователю недр уведомление о необходимости доработки такой проектной документации с приостановкой рассмотрения. При этом в случае такого уведомления, Пользователь недр или его уполномоченный представитель вправе представить проектную документацию, доработанную по замечаниям, указанным в уведомлении, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, в Федеральное агентство по недропользованию, его территориальный орган или уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня направления пользователю недр такого уведомления в порядке, установленном пунктами 13 - 15 настоящих Правил. Доработанная проектная документация, представляемая в Федеральное агентство по недропользованию, его территориальный орган или уполномоченный орган, сопровождается пояснительной запиской с описанием всех внесенных изменений.

 

Еще одним основным изменением является взаимодействие комиссии и недропользователя (уполномоченного представителя) через Личный кабинет недропользователя. Все отказы, протоколы, уведомления и сама проектная документация должна направляться через портал недропользователя.


Вернуться